Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода
Открытый урок по математике
1 класс (УМК «Начальная школа XXI века)
Тема: Число 10. Состав числа 10
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Ефричёва О.Ю.

Белгород
2011
Открытый урок по математике, 1 класс.
(УМК «Начальная школа XXI века).
Тема: Число 10. Состав числа 10.
Цели: познакомить учащихся с числом 10; формировать знание состава числа 10; показать отличие записи нового числа от записи уже изученных чисел; развивать интерес к математике; воспитывать положительное отношение к учебе.
Оборудование: компьютер, мультимедиа – проектор, презентация PowerPoint.
^ Ход урока.
I.Организация класса.
-Все спешим скорее в школу
В наш любимый класс. (Хором)
Много дел больших и новых
Ожидает нас.(хором)
Улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок.
^ II.Сообщение темы и целей.-На свете есть много разных тайн. Я хочу, чтобы вы сегодня на уроке открыли для себя новую тайну чисел. Девизом нашего урока я предлагаю взять слова. Прочитайте их. (слайд 2)
«Всё тайное становится явным».
-Как вы понимаете слово «явным»?
-Правильно. За дело!
III.Устный счет.1.Узнай спрятавшееся число. Отработка знания учащимися чисел (Слайд 3-8).
2.Число заблудилось. (слайд 9)
3.Отработка счета + 1.(слайд 10)
-Посчитай через одно, начиная с числа 1
-Посчитай через одно в обратном порядке.
-Посчитай через одно, начиная с числа 2. Обратно.
IV.Физминутка.Солнце глянуло в кроватку.1,2,3,4,5Все мы делаем зарядку,Надо нам присесть и встать.Руки вытянуть пошире.1,2,3,4,5Наклониться, 3,4И на месте поскакать.На носок, потом- на пятку.Всё, закончилась зарядка.^ V.Изучение нового материала. Знакомство с числом 10. -Сегодня мы познакомимся с новым числом.
-Что вы видите на экране? (слайд 11)
-Сколько яблок наверху?
-Сколько яблок внизу?
-Придумайте вопрос к рисунку на экране.
-Сколько яблок? Число 10 записывается так. (слайд 12)
^ Ноль встает за единицейЦифра 10 на странице.-Чем отличается запись числа 10 от записи других чисел? Оно пишется в двух клетках.
-Мы с вами умеем писать цифру 1 и цифру 0, а значит, умеем писать и цифру 10.
-Составьте запись. (слайд13) (дети работают на партах, а один на доске)
9+1=10 (слайд 14)
-Где встречали число 10?
-Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы счисления, которой пользуются во всем мире. Да и считать десятками намного проще, чем пятерками или тройками.
Например, ваши мамы покупают яйца по 10 штук, пуговицы, деньги (слайд 15), то есть десятками.
-Кто сможет посчитать десятками?
-Назовите числа, которые меньше 10.
^ VI.Изучение состава числа 10.-Рассмотрите внимательно рисунок. Сосчитайте всех героев сказки, подумайте и сделайте вывод, смогут ли они все плыть на паруснике, если он может взять на борт только 10 пассажиров? (слайд 16)
^ Учитель читает отрывок из сказки про Козленка, который учился считать до 10.
«Они мчались сломя голову, не разбирая дороги, и добежали так до речки. А у причала стоял небольшой парусник. На борту парусника они увидели Петуха, Пса, Барана и Кота. Петух был капитаном, Пес – лоцманом, Баран – юнгой, а Кот – корабельным поваром.
- Остановитесь! – закричал Петух, увидав животных, которые неслись не чуя под собой ног. Но уже было поздно. Козленок оттолкнулся копытцами от причала и прыгнул на борт парусника. За ним бросились все остальные. Парусник покачнулся, заскользил по воде, и его понесло на самое глубокое место реки. Ох и перепугался же Петух!
-Ку-ка-ре-ку! На помощь! – закричал он не своим голосом.- Парусник тонет! Все так и затряслись от страха! А Петух опять закричал громко-прегромко:
- Кто из вас умеет считать?
- Я умею, - сказал Козленок.
-Тогда пересчитай всех нас поскорее! Парусник может выдержать только 10 пассажиров.
- Скорее считай, скорее!- закричали все хором.
И Козленок начал считать:
- Один-это я, два – это Петух, три -это Бык, четыре- это Свинья, пять- это Конь, шесть – это Кролик, семь – это Кот, восемь – это Пес, девять –это Баран и десять – это Попугай.
- Ура Козленку! Ура-а-а-а! – закричали тут все в один голос.
Потом пассажиры переправились через реку и сошли на берег. А Козленок с тех пор и остался на паруснике. Он теперь работает там контролером. И всякий раз, когда Петух сажает на свой парусник зверей, Козленок стоит у причала и считает пассажиров».
У: Чему учит нас эта сказка?
Д: Надо учиться считать. От этого умения зависит даже жизнь.
-Однажды парусник набрал пассажиров и отправился в плавание. Вдруг налетел ветер, и начался шторм. Звери перебегали с одного борта парусника на другой. Кораблик западал то на одну сторону, то на другую.
^ Игра «Живые числа». Остальные дети работают с фишками.-Если Петух будет стоять слева, то сколько зверей останутся справа? (слайд 17 )
-Прочитайте запись.
-Если слева к Петуху встанет свинья, то сколько зверей будет справа?
-Прочитайте запись.
-Теперь к Петуху и свинье присоединится лошадь. Сколько зверей справа?
-Прочитайте запись.
-Слева стоят Петух, свинья, лошадь и корова. Сколько зверей справа?
-Прочитайте запись.
-И тут Петух сказал: Нам надо разделиться, встать по разные стороны парусника, чтобы он не утонул.
-Как надо встать героям, чтобы парусник находился в равновесии и не утонул? (5 и 5).
VII.Физминутка для глаз (слайд 18-28).VIII.Дифференцированная работа (слайд 29)IX.Итог. Рефлексия.-Какую тайну вы открыли для себя? (слайд 30 )
-Я познакомился…
-Я узнал…
-Я смог… и т.д.
-Большое спасибо всем за отличную работу. Если вам понравился урок и вы чувствовали себя комфортно, нарисуйте солнышко. Если вам что-то непонятно или вы скучали на уроке, нарисуйте тучку (слайд 31)